Имитация мрамора своими руками
Для достаточно больших и просторных помещений интересным решением оформления стен является имитация мрамора из натуральных материалов. Создать «мраморную» поверхность достаточно несложно, причем не только на стене, но и на комоде, секретере или барной стойке — все зависит только от вашей фантазии.
Основой для изображения станет деревянная панель или лист фанеры толщиной не менее чем 1,5-2,5 см. В качестве рабочего инструмента понадобятся тонкие кисти «белка», широкая малярная и круглая щетинистая кисти, причем они должны быть предназначены для работы по дереву. Пригодятся и другие виды кистей, а также натуральная губка и мастихин.
Для росписи требуется заготовить алкидную матовую и глянцевую белую, а также желтую, зеленую и оранжевую краску, охру и киноварь. Используемую практически только для росписи под мрамор двойную кисть придется изготовить самостоятельно, обрезав черенки у двух кистей и прикрепив их к концу третьего черенка. В результате получается «вилка».
Еще одним важным моментом в изготовлении «мрамора» является «глазурь». Ее тоже можно приготовить самостоятельно путем смешивания льняного масла со скипидаром или уайт-спиритом в соотношении 1 : 3 и добавив сиккатив в количестве 2-3% от общего объема. Сиккативы представляют собой раствор солей тяжелых металлов кислот карбона в органическом растворителе и ускоряют процесс высыхания краски и эмали, поэтому их нужно добавлять непосредственно перед применением, иначе лак или краска очень быстро засохнет.
В ходе работы «глазурь» нужно постоянно размешивать, чтобы она не потеряла своих качеств. Следует, однако, помнить, что, «злоупотребляя» сиккативом и добавляя его больше чем требуется, можно безнадежно испортить приготавливаемый «мраморный» состав.
Работать с сиккативами нужно только в защитной одежде и перчатках, а помещение, в котором проводятся работы, должно хорошо вентилироваться. Хранить сиккатив или состав, в который он входит, необходимо в прочной емкости с хорошо закрывающейся крышкой в месте, где невозможно использование открытого огня и куда исключено попадание прямых солнечных лучей. Нужно также побеспокоиться о том, чтобы состав был недоступен для детей.
Уайт-спирит представляет собой продукт нефтепереработки, который ускоряет высыхание «глазури» , поэтому в любом случае «мраморный» слой наносится только после нанесения грунтовки.
Искусственная «мраморная плита» подготавливается в шесть обязательных этапов. Сначала грунтуют основания, затем готовят набросок. Потом прорисовывают бутовую кладку и контуры. Далее осуществляют набивку и закрепляют рисунок и покрытие лаком.
Если выполнять все операции последовательно и правильно, получается абсолютная имитация мрамора. Но следует помнить, что каждый последующий слой наносится спустя 5-10 минут после высыхания предыдущего.
Теперь на деревянную или фанерную панель необходимо нанести два слоя белой алкидной краски, причем первый слой должен сохнуть 12 часов, а второй — 24 часа. Краска наносится равномерно, чтобы поверхность была идеально гладкой. Это и будет грунтование.
После высыхания грунтовки поверхность нужно покрыть «глазурью» с помощью круглой щетинистой кисти и распределить ее широкой малярной кистью. Поверхность по-прежнему должна оставаться идеально гладкой.
Далее делают черно-вой набросок, который дает возможность создать поверхность, похожую на мрамор. Серую краску, которая состоит из черной, изумрудно-зеленой и белой, размешивают так, чтобы она приобрела жидкую консистенцию. Наносить ее на поверхность следует неравномерным слоем, постоянно меняя нажим кисти. В результате получаются «облака», цвет которых варьирует по насыщенности от самого светлого до самого темного тона с максимально плавными переходами.
Теперь необходимо прорисовать контуры (создать «бутовую кладку»). Серой краской с помощью заранее заготовленной двойной кисти рисуют очертания 10-20 «булыжников». Для гармоничности «мраморного» рисунка контуры «кладки» нужно обвести. Максимальной естественности контуров можно добиться, если рисовать с разным нажимом.
Когда краска подсохнет, контуры нужно растушевать натуральной губкой, смачивая ее в полупрозрачных титановых или цинковых белилах. Данный процесс называется закреплением. После этого поверхность покрывают глянцевым лаком, благодаря чему панель становится похожей на основу для камеи.
Если же результат не удовлетворяет мастера и необходимо добиться еще более полной имитации мрамора, работу следует продолжить.
Для этого смешивают оранжевую и белую краску, добавляют киноварь — получается розовый цвет. Художественной кистью прорисовывают контуры бута. Линии розового и серого цветов недолжны как пересекаться, так и быть полностью параллельными.
При желании для достижения более естественной имитации на какой-то части обрабатываемой поверхности количество розового цвета можно увеличить. Теперь нужно подождать около 10 минут, чтобы краска подсохла.
Следующий этап называется набивкой, после которой панель приобретает натуральный вид. Набивка выполняется в перчатках, поскольку работать придется с «глазурью»’. Натуральную губку промачивают «глазурью» и легкими, едва уловимыми движениями набивают все серые участки. Работать при этом нужно так же, как и с трафаретом, т. е. переходя частыми ударами от уже обработанных участков к необработанным.
Затем губку полностью очищают или берут новую, после чего пропитывают ее «глазурью» на масляной основе — таким образом набиваются розовые участки. Наилучший результат — когда все отдельные линии и контуры как бы растворяются и просматриваются в условиях плохой видимости.
Иногда цвета могут смешиваться, в некоторых местах присутствует больше розового цвета, а в некоторых — больше серого.
На следующем этапе нужно еще раз обвести некоторые участки соответствующим цветом с помощью двойной кисти. Спустя 10 минут по поверхности прорисовываются тонкие прожилки киноварью, а также оранжевой или желтой краской с охрой. Через светлые участки тонкой кисточкой наносят небольшие «расколы» розового цвета —их не должно быть слишком много, — после чего нужно опять подождать 10-15 минут.
Натуральной губкой с прозрачной «глазурью» набивается несколько светлых участков по центру плиты. При этом важно, чтобы такие участки не выбивались из общей картины.
На предпоследнем этапе осуществляется закрепление всех слоев. Палитра тщательно очищается, и на нее выдавливают белила. Нужно учитывать, что титановые белила дешевле, зато у цинковых более тонкая фактура. Мягкими движениями по всей поверхности плиты белила набиваются с помощью губки, при этом рисунок не должен смазываться, после чего тонкой кисточкой наносятся белые прожилки.
На заключительном этапе вся поверхность покрывается лаком. Перед использованием лака она должна быть в течение 12 часов хорошо просушена. Лак должен быть полностью глянцевым или матовым, поскольку в природе мрамор может как играть яркими блестящими бликами, так и излучать мягкий приглушенный свет.
При некоторых видах освещения «мраморная» поверхность оказывается не слишком заметной, и в этомслучае можно использовать глянцевый лак. Но наиболее красиво и натурально выглядит глиф- тал евый лак, который имеет полуглянцевую основу. Часто, чтобы получить такой материал, смешивают глянцевый и полуматовый лак в соотношении 1:1.
Наносить лак необходимо в два этапа. После нанесения первого слоя нужно выдержать паузу в 10—12 часов, и только когда вся поверхность подсохнет, можно приступать к нанесению второго слоя.
Когда вся работа закончена, «мраморную» плиту оставляют для окончательного высыхания. Потом ее можно использовать в любых ремонтных и декоративных целях.
Для обшивки стен придется подготовить несколько подобных панелей.